Итак, полагаем, что ранее были предприняты некоторые действия по продвижению сайта (написаны информативные тексты, добавлен уникальный медиаконтент, правильно оформлены страницы, сделана внутренняя перелинковка, постепенно ведётся закупка внешних ссылок, сайт проанализирован на наличие ошибок), которые привели к тому, что у нашего WEB-ресурса появилась кое-какая посещаемость. В прошлом выпуске рассылки мы уже начали разговор о том, как увеличить конверсию посетителей в покупатели, правда, в тот раз речь шла об использовании определённого сервиса. А как нам проверить в целом, какие страницы сайта работают хорошо, а какие не очень? В чём созданный ресурс слабоват, где его уязвимые места? Нам ведь необходимо собрать трафик с информационных страниц на страницы конверсионных действий…
И вот здесь на помощь приходят такие инструменты, как счётчики статистики. Надо сказать, что очень многие люди, пробующие развивать бизнес в Интернете, воспринимают счётчик на сайте, как небольшую иконку-информер, на которой показывается количество посетителей (и сделанных ими просмотров страниц) за текущий день, за последние 24 часа. И не более. Меж тем, счётчик – это важный, удобный и полезный инструмент, помогающий анализировать текущее положение дел на сайте, планировать свои действия по раскрутке ресурса на ближайшее будущее, на перспективу.
Согласитесь, такая информация (при правильном использовании) может оказаться весьма ценной:
- откуда пришёл посетитель: с поиска, контекста, из социальной сети?
- на какую страницу он пришёл, сколько страниц посмотрел всего, как долго пробыл на сайте?
- добрался ли до страницы конверсионного действия, а если не добрался – то где «затерялся»?
- как меняется посещаемость сайта из месяца в месяц: растёт, падает, остаётся примерно на одном уровне?
Даже интуитивно можно почувствовать, что такая информация способна помочь в обнаружении слабых мест сайта. Понять: движется WEB-ресурс вперёд или топчется на месте, как себя ведут посетители на сайте, откуда приходят и куда уходят, какой материал представляется им интересным, насколько эффективны Ваши рекламные усилия…
Разумеется, счётчики будут иметь ценность лишь тогда, когда на сайте уже присутствует трафик, когда есть, с кем работать. Нет посетителей – анализировать, собственно, и нечего. Но мы изначально предположили, что некоторые успехи в продвижении уже достигнуты, соответственно, есть «почва» для анализа.
Итак, переходим к практике. Отметим лишь ещё, что счётчики бывают бесплатными и платными, каждый вебмастер или владелец онлайн-бизнеса волен выбирать те системы сбора статистики, которые кажутся наиболее достойными, а мы пока поговорим о двух бесплатных (и весьма популярных) счётчиках.
Счётчик LiveInternet
Этот счётчик статистики ставится на сайты, разработанные Мегагрупп.ру, по умолчанию. Поэтому с него и начнём.
Итак, нам необходимо контролировать «поток» посетителей Интернет-представительства, анализировать действия каждого визитёра (или средние показатели), пытаться вычислить эффективность контента того или иного вида. Каким образом в этом нам поможет LiveInternet?
Давайте рассматривать возможности счётчика на «живом примере» - возьмём для этого один из лидирующих сайтов в рубрике «Дом и семья», имеющий открытую статистику:
http://www.liveinternet.ru/stat/u-mama.ru/ Совершив переход по ссылке, Вы увидите примерно такую же картинку, как ту, которую мы приводим здесь. Конечно, цифры меняются каждый день, но интерфейс счётчика остается тем же самым. Красными линиями и точками мы выделили пункты меню, которые принимать во внимание если и не обязательно, то очень желательно.
Нажав на кнопку «По месяцам», получаем график, который представляет нам динамику развития ресурса. Видно, как растёт посещаемость сайта, число просмотренных страниц.
Данный пример – положительный. Здесь наблюдается хороший рост. Если же Вы увидите, что от месяца к месяцу посещаемость сайта не меняется – это повод задуматься. Возможно, настало время попробовать контекстную рекламу (хотя бы тот же сервис Rekmala, который есть в Вашем личном кабинете Мегагрупп.ру) или начать работы по продвижению.
Если же Вы предпринимаете какие-то действия по продвижению, но посещаемость сайта с течением времени стабильна или падает – рекомендуем отказаться от попыток самостоятельно вывести ресурс в ТОП-10 и обратиться за помощью к профессионалам, к нам или в другие SEO-компании, заказать услугу «продвижение сайта».
Далее мы не будем приводить скриншоты - нажав на ссылки, Вы самостоятельно можете увидеть картинки. Бегло расскажем о других «кнопках» сервиса LiveInternet, и о том, почему мы считаем их важными.
Точки входа. Это страницы, на которые приходят посетители Вашего сайта. Здесь Вы не увидите конкретных словосочетаний, по которым зашли на сайт визитёры, но листинг самых посещаемых страниц поможет понять:
- достаточно ли эффективно Вы продвигаете сайт по нужным словосочетаниям?
- все ли страницы из тех, что были оптимизировали, работают?
Точки выхода. Это страницы, через которые посетители покидают Ваш сайт. Как Вы думаете, какие (в идеале) страницы должны присутствовать в списке? Правильно! Если речь идёт о коммерческой фирме, торгующей в онлайне, – пользователи должны уходить со страниц, где они оформляют заявки, заполняют формы заказов. То есть, клиенты должны уходить после совершения конверсионного действия. Если же Ваш сайт – Интернет-магазин, то визитёры должны покидать ресурс после оформления заказа (из корзины и т.п.).
Вы обнаружили, что посетители уходят с тех же страниц, на которые вошли (точки выхода соответствуют точкам входа)?! Это повод задуматься: хорошо ли Вы описали свою продукцию? Качественные ли у Вас тексты? Есть ли привлекательный медиаконтент? Понятно ли гостям сайта, как сделать заказ (оформить заявку)? Ряд проблем мог бы устранить сервис онлайн-консультаций Оникон, но если Вы его не ставите – значит, сайт должен сам «вести» визитёров до страницы совершения конверсионного действия.
С поисковых систем. Нажав на эту ссылку, Вы увидите, с каких поисковых систем к Вам чаще приходят посетители. С Яндекса? Google? Значит, Ваш сайт лучше оптимизирован под определённую поисковую систему. Примерно поровну? Наблюдается «баланс сил», Ваш сайт считают хорошим оба ведущих поисковика. Вообще не приходят визитёры из поиска? Начните самостоятельное продвижение или закажите его у нас.
Direct.yandex.ru; begun.ru; adwords; mediatarget. Если Вы ведёте рекламную кампанию – перечисленные «кнопки» помогут Вам определить, какой контекст работает эффективно, откуда приходят гости на сайт. Кстати, если Вы не используете контекст - можете попробовать такой вид рекламы сайта в Сети. В Вашем кабинете есть сервис Rekmala, который помогает тем, кто не очень уверен в собственных силах (не имеет большого практического опыта), вести кампанию в полуавтоматическом режиме.
Социальные сети. Если для Вашего сайта большое значение имеет трафик из социальных сетей – на данной страничке Вы можете посмотреть, откуда на сайт приходит больше всего визитёров, где группа работает эффективно (ВКонтакте, Facebook и т.д.).
По поисковым фразам. Эту «кнопку» мы оставили напоследок не потому, что под ней - наименее ценная информация. Просто, как Вы видите на картинке - она серая. При попытке нажать на неё, сервис LiveInternet запросит логин и пароль для доступа. То есть, такую информацию Вы можете посмотреть лишь для своего сайта, но не для конкурирующих (где Вы не знаете учётных данных).
Информация о том, по каким поисковым фразам приходят посетители на сайт «засекречена» потому, что является наиболее ценной. Обратившись к этому срезу статистики, Вы точно увидите, какие ключевые фразы работают, какие - нет. Смотрите, анализируйте. Если продвигаете сайт самостоятельно - именно здесь Вы можете увидеть, чего добились, какие «ключевики» на сайте проработаны хорошо и обеспечивают поисковый трафик.
Также Вы можете проанализировать посещаемость по времени суток (в пиковые моменты было бы хорошо включать сервис онлайн-консультирования), длительность сессий, количество просмотров на посетителя, из каких стран и регионов к Вам на сайт приходят посетители, а также другую информацию, которая является ценной и значимой для Вашего бизнеса.
В случае, если сайт уже неплохо развит, имеет приличную ежедневную посещаемость (хотя бы от 30-50 человек и выше) – оценка точек входа и выхода, путей движения посетителей по сайту, динамики посещаемости по дням, неделям и месяцам – позволяет составить некоторое впечатление об эффективности работы Интернет-представительства. Вам станут понятны «уязвимые места» сайта, а кто предупрежден – тот вооружен. В смысле, способен устранить недочёты, повысить шансы на выполнение конверсионного действия (покупки товара, звонка в офис, заполнения формы заявки).
Для первичного анализа, LiveInternet - это вполне даже неплохой инструмент. Ну, а если Вы планируете «копать поглубже», то рекомендуем обратить внимание на сервис от Яндекса.
Счётчик Яндекс.Метрика
Этот сервис предоставляет такой большой набор инструментов для анализа эффективности сайта, что – увы и к сожалению – в рамках одного выпуска мы не сможем рассказать обо всём.
Попробуем «набросать картину» лишь крупными штрихами…<[> Скрипты, которые работают на сайте при установленном счётчике Яндекс.Метрика, позволяют ведущей поисковой системе Рунета тщательно отслеживать поведенческие факторы сайта. Среди вебмастеров распространено мнение, что установка кода счётчика на сайт вызывает понижение ресурса в выдаче (мол, Метрика – шпион Яндекса, и ни к чему хорошему это не приведёт).
Отметим: проседание возможно, если у сайта плохие поведенческие факторы, если визитёры быстро уходят, просматривают не более одной страницы, если высок процент отказов. Работайте над тем, чтобы сайт был интересен людям, и роботы Яндекса это оценят. Алгоритмы устроены так, чтобы выводить наверх выдачи те сайты, которые «пользуются спросом» у людей.
Если же у Вашего сайта прямо сейчас хорошие поведенческие факторы (посетители долго изучают материал, среднее число просмотров на пользователя 2-3 или выше) – скорее всего, установка счётчика приведет к улучшению позиций в выдаче Яндекса.
Таблица взята с сайта Яндекс.Метрики
Яндекс.Метрика – более «продвинутый» инструмент для анализа поведения визитёров на сайте, нежели сервис LiveInternet.
Рекомендуем обязательно обратить внимание на такие возможности:
- возможность построить «тепловую» карту кликов страницы, определить наиболее и наименее кликабельные ссылки;
- возможность построить карту путей по сайту: теперь Вы можете оценить маршруты движения пользователей на Вашем ресурсе, посмотреть, добираются ли они до цели (страницы конверсионного действия) и где происходит «срыв»;
Карта взята с сайта Яндекс.Метрики
- вебвизор: возможность делать видеозапись посещений сайта, благодаря чему Вы имеете шанс «пройтись» по сайту вместе с визитёром – посмотреть на сайт глазами клиента, пришедшего на определённую страницу и далее совершавшего переходы на другие материалы. Это позволяет оценить слабые места сайта.
Отдельно хотим отметить такой важный аспект Яндекс.Метрики, как возможность задания целей. Цели могут быть самыми разными, например: переход на страницу «Контакты», показатель отказов, скачивание прайс-листа (или презентации, любого другого файла, заполнение формы заявки и т.п.). Всё это действительно помогает оценивать «конверсионные способности» Вашего сайта.
Подробнее о настройке цели мы предлагаем почитать на сайте Яндекса. Кто лучше поисковой системы сможет об этом рассказать? Материал там очень хорошо изложен, картинки даны. Кто настроен серьёзно заниматься аналитикой сайта – обязательно читайте про настройку целей:
http://help.yandex.ru/metrika/?id=1036912
Несколько мыслей о счётчиках статистики в финале рассказа
Очень кратко:
- Не надо зверствовать – не обвешивайте сайт счётчиками, будто это у Вас – новогодняя ёлка. Определитесь с парой-тройкой инструментов, которые Вы действительно готовы осваивать, которые эффективно собирают данные, позволяют вести качественный анализ.
- Счётчики могут выводить «на табло» разные данные за сутки о количестве посетителей, просмотренных ими страниц. Все дело в том, что каждый сервис имеет собственные алгоритмы оценки уникальных и повторных посещений. Да и просмотр может засчитываться (как состоявшийся) при разном времени пребывания на странице. Бывает и так, что вебмастер ставит на сайт слишком много счётчиков статистики, в результате чего скрипты отрабатывают одновременно, с накладками, и это не всегда дает корректный результат.
- Счётчик LiveInternet компания Мегагрупп.ру ставит на созданные сайты по умолчанию. Что же касается Яндекс.Метрики, то инструкция по размещению её кода находится здесь.